Что должен уметь ребенок в 6 месяцев: навыки и реакции

Поделись с друзьями этой новостью

В полгода малыш с удовольствием осваивает игровую форму общения и осознает, что внимание концентрируется на нем. В этом возрасте кроху приводят в восторг игры: «ку-ку», «ладушки», «забодайка». Дети этого возраста любят потешки, детские песенки, прибаутки, считалки. Малыши смеются, когда их качают или щекочут. Полугодовалые малыши любят устоявшийся порядок в окружающем пространстве. Любые перемены во внешности близкого человека могут напугать грудничка. А с незнакомцами он предпочитает держать дистанцию.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев: навыки и реакции

Моторные навыки

Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев? Какими новыми движениями и положениями тела обогащается его двигательная активность?

Изменение опоры в позиции на животе. Если раньше малыш опирался на предплечья, то теперь он вытягивает ручки вперед и почти не касается локтями поверхности. Ладошки при этом полностью открыты и плотно прилегают к поверхности, корпус вытягивается, таз прижат. Основной упор идет на таз и ладони.

  • Самостоятельный переворот на живот. Если в 5 месяцев малыш предпринимал попытки переворота со спины на живот, то в полгода такой трюк становится привычным делом. Малыш выполняет эти движения быстро и ловко. Также грудничок способен совершить переворот в обратную сторону. Важно, что малыш проделывает эти движения целенаправленно.
  • Попытки самостоятельно сидеть. Далеко не всегда полугодовалый малыш умеет сидеть. Часто грудничок с трудом удерживает равновесие и падает набок. Диапазон нормы для этой позы: от 6 до 9 месяцев. Поэтому не стоит бить тревогу, если кроха сидит неуверенно или не предпринимает попытки усаживаться. Ортопеды не рекомендуют раннее высаживание, поскольку это вредно для позвоночника. Чем позже ребенок перейдет в вертикальную плоскость с горизонтальной, тем лучше для формирования его скелета. Подробнее о том, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, читайте в другой нашей статье.
  • Уверенное удерживание головы. В какой бы позиции грудничок ни находился, он теперь все время удерживает голову вертикально и хорошо контролирует ее движения по сторонам. Если в этом возрасте кроха еще неуверенно держит голову, нужна консультация невропатолога. Также важно, что при наклоне корпуса в стороны, вперед или назад голова остается в вертикальном положении и не опускается при наклоне. Если при наклоне в одну сторону ребенок держит голову уверенно, а в другую — она опускается, нужно проконсультироваться со специалистом.
  • Боковая опора и равновесие. В 6 месяцев у грудничка формируется новый моторный навык — боковая опора. Можно провести небольшой эксперимент. Уложить кроху на коврик и приподнять его с одной стороны вместе с малышом под углом 45°. В этом положении грудничок для поддержки равновесия начнет опираться рукой и ногой с той стороны, где приподнят коврик. Малыш в 6 месяцев должен уметь одинаково поддерживать равновесие с обеих сторон.
  • Положение сидя. Особенность этого возраста — позитивные эмоции ребенка, когда его пробуют присаживать. Можно провести такое наблюдение. Грудничок лежит на спине, нужно взять его за ручки и бережно приподнять примерно под углом 45°. Ребенок радуется и активно начинает помогать, пробует самостоятельно подтянуться. При этом его голова сильно подается вперед, подбородок от усилий может касаться грудной клетки.
  • Положение стоя. Чтобы проверить формирование опоры ног, нужно взять грудничка под мышки и поставить в вертикальное положение. Ребенок корпусом подается вперед, немного сгибает бедра, а его коленки при этом выпрямляются. Если в 5 месяцев грудничок касался поверхности кончиками пальцев ног, то теперь он пробует становиться всей стопой. Можно наблюдать, что грудничок поджимает пальцы ног — это может говорить о физиологическом гипертонусе. В этом возрасте напряжение в мышцах может оставаться.
  • Хватательный навык. В этом возрасте хватательные движения осознанные и целенаправленные. Можно провести такой эксперимент: усадить к себе на колени ребенка и на раскрытой ладони предложить ему игрушку небольшого объема. Как отреагирует малыш? В этом возрасте грудничок сначала может затормозить собственное движение руки, как бы раздумывая, брать или не брать. Но затем он быстро может схватить предмет. Если упражнение повторять несколько раз подряд, то можно заметить, что у ребенка будет рабочей одна рука. При хватании игрушки ладонь малыша должна быть развернута вниз и раскрыта. Грудничок захватывает предмет и удерживает его всеми пальцами, при этом большой лежит сверху.
  • Манипуляции с предметом. Малыш в 6 месяцев умеет перекладывать игрушку из одной руки в другую. При этом можно наблюдать, что кроха чаще перекладывает игрушку в рабочую руку, а назад не возвращает. В этом возрасте грудничок должен научиться перекладывать предмет именно из руки в руку, без промежуточного варианта — взять игрушку одной рукой, положить ее на коврик, затем схватить другой. Часто кроха в этом возрасте берет игрушку и сразу пробует ее на вкус.
  • Толчки и бросания. Движения ребенка становятся более точными. Толкание и бросание предмета увлекает его не меньше, чем хватание, удерживание, перекладывание. Именно в этом возрасте начинаются первые игры «принеси-подай». Ребенок осознанно бросает игрушки на пол, а взрослый возвращает их. Эта игра забавляет и приводит кроху в восторг.
  • Фиксация внимания за перемещаемым предметом. Лучше проводить это наблюдение в положении сидя. Один из взрослых сидит за столом и держит грудничка на коленях, а другой — выкладывает на столе перед малышом игрушку (кубик, любой яркий предмет небольшого объема). Нужно положить игрушку так, чтобы ребенок за ней потянулся. В этот момент следует толкнуть игрушку, чтобы она покатилась по поверхности и упала на пол. Какой будет реакция грудничка? Он не только следит за перемещением предмета, но и ищет его за краем стола, наклоняя голову и корпус. Это важное открытие: предметы для малыша теперь не просто исчезают с поля зрения, а меняют свое местоположение.
Шесть месяцев — время первого прикорма. Начинается новый этап в познании мира — при помощи вкусовых рецепторов. Уже сейчас можно наблюдать избирательность в еде. Далеко не всегда дети с восторгом смакуют отварную брокколи или морковь. Кроме исследования вкуса во время прикорма, малыш находит еде и другое применение. Он открывает для себя, что фруктовое пюре можно не только есть, его также можно пробовать руками, размазывать по лицу, рисовать им картины на столе.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев: навыки и реакции

Возможна ли разница в развитии мальчика и девочки

Это спорный вопрос. В современной медицинской литературе все чаще встречается точка зрения, что темпы развития мальчика и девочки грудного возраста одинаковые. На уровне гипотезы считается, что девочки рождаются все-таки более зрелыми, поскольку в них заложена природная программа выживания для продолжения рода. Опережение в психомоторном развитии у девочек возможно, но его нельзя считать обязательной нормой. У девочек и мальчиков чаще встречается разница в росте, наборе веса. А психомоторное развитие может быть связано с типом нервной организации, телосложения, особенностями внутриутробного развития, родовыми травмами и т.п.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев: навыки и реакции

Психоэмоциональная сфера

Что должен делать ребенок в 6 месяцев при общении с близкими? Взаимодействие с взрослыми для грудничка становится все более интересным. Его реакции осмыслены и окрашены различными эмоциями, как позитивными, так и негативными.

  • Радость. Эту эмоцию ребенок испытывает при движении. Владение собственным телом приносит ему удовлетворение. Также малыш радуется, если ему удается выполнить какое-то движение, добыть заманчивый предмет. Младенец испытывает радость при контакте с родными людьми. Улыбка и смех — постоянные спутники этого периода жизни. Пока что грудничок не способен испытывать такие высшие чувства, как любовь, симпатия по отношению к близким. Но база этих чувств закладывается уже сейчас, во время вербального общения, ласковых интонаций, тактильного контакта.
  • Раздражение и недовольство. Негативные эмоции также уже хорошо знакомы малышу. Он может расплакаться, если игрушка упала или его оторвали от любимого дела. В 6 месяцев грудничок уже может реагировать на конкретного человека, а не просто посылать негативные эмоции в пространство. В этом возрасте кроха может испытывать нечто похожее на обиду.
  • Зрительные и слуховые навыки. У грудничка появляется осознанная цель — рассматривать и изучать предмет. Что ребенок в 6 месяцев делает с предметом, попадающим ему в руки? Он может стучать им, бросать его, трясти, перекладывать, засовывать в рот, грызть (в 6 месяцев уже в прямом смысле можно попробовать что-то на зуб). После выполнения этих действий малыш наблюдает за изменениями, которые произошли. Таким способом он изучает свойства предметов. Диапазон цветовосприятия расширяется, малыш различает красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый, фиолетовый и другие яркие, контрастные цвета. Слух ребенка совершенствуется, теперь он чаще обращает внимание на тихие звуки, а громкие уже не так его пугают.
  • Копирование мимики и интонаций. Ребенок внимательно следит за изменением выражения лица взрослого человека и распознает разные эмоции. Также у малыша появляется способность копировать мимику и интонации взрослых. Близких людей малыш встречает оживленно, а вот к незнакомцам относится с осторожностью, и прежде чем улыбнуться, некоторое время изучает человека.
По поведению малыша родители с легкостью могут определить его самочувствие и эмоциональное состояние: радость, увлеченность, заинтересованность, усталость, пассивность, беспокойство, испуг, возбуждение, настороженность и т.д.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев: навыки и реакции

Речевые навыки малыша 6 месяцев

Грудничок уже прошел первый этап доречевого развития — гуление. Примерно в полгода начинается второй этап — лепетная речь. Какие речевые навыки ребенка в 6 месяцев уже сформированы, что нового происходит в вокализации?

  • Воспроизведение гласных и согласных. Малыш легко произносит гласные: «и», «ы», «э», «о», «а», «у». Также без труда воспроизводит согласные: «д/т», «г/к/х», «в/ф», «й», «с/з», «б/п», «м/н».
  • Произнесение слогов. Из набора гласных и согласных формируются различные слоги. Чаще всего это: «та-та», «да-да», «ба-ба», «дай-дай», «ма-ма», «йэ-йэ», «гэ-гэ», «да-де» и другие вариации. Слоги могут быть однотипными и разнотипными.
  • Вокализация слогов. Малыш не просто произносит, но и выделяет слоги ударением, меняет тон, силу звука, делает паузы между слогами. Это важная ступенька доречевого развития, которая помогает грудничку осваивать ритмику родного языка.

В полгода кроха становится настоящим говоруном. С помощью лепета грудничок выражает свои эмоции, желания, а иногда и требования. Часто ребенок спонтанно «разговаривает», когда играет, находится в хорошем настроении, общается с близкими. Вокализованные слоги постепенно приобретают коммуникативную функцию.

Что может ребенок в 6 месяцев? Одно из важнейших открытий этого возраста — причинно-следственные связи между действиями, явлениями и предметами. Малыш осознает, что предмет не просто растворяется, когда исчезает с поля зрения, а перемещается в пространстве. Совершенствуется координация движения, грудничок с легкостью переворачивается на живот. Лепетная речь приобретает социальную значимость. Коммуникация с родными людьми происходит при помощи эмоций и вокализации.

Поделись с друзьями этой новостью

 

Оставьте отзыв