Как научить ребенка говорить: факты, мифы и эффективные способы

Обычно, если дети не начинают разговаривать «когда надо», родители настораживаются и спешат обратиться к педагогам по раннему развитию. Не умаляя значимости профессиональной поддержки, нужно признать, что именно с «подачи» близких начинается становление речи. Врачи и педагоги должны интенсивно вмешиваться в процесс только в тех случаях, когда родители явно не могут справиться своими силами.

Развитие речи: факты и заблуждения

О том, какие условия сопровождают нормальное развитие детей, можно услышать множество мнений. Среди них стоит выделить те, на которые действительно нужно обращать внимание, и домыслы (либо просто устаревшие взгляды).

Факты

  • Речь связана с протеканием беременности и родами. Речевая патология может проявиться из-за перенесенных вирусных заболеваний или токсикозов, из-за проблем в эндокринной сфере, особенно в первые три месяца беременности. Родовые травмы или инфицирование также ответственны за «опоздание» говорения.
  • Дети начинают говорить позже из-за соски. Соска-пустышка может сформировать неправильный прикус (если она не ортодонтическая), а после года от ее использования лучше вообще отказаться. Более того, когда малышу постоянно дают соску, в процессе «бездумного» сосания у него пропадает желание интересоваться окружающим миром и познавать его.
  • Речь тесно связана с движениями рук. Отечественные и зарубежные физиологи подтверждают, что мелкие движения пальцев (пересыпание крупы, застегивание пуговиц, правильное захватывание карандаша) связаны с речевыми зонами в коре головного мозга и способны повысить его работоспособность.

Мифы

  • Развитие речи зависит от пола. Действительно, девочки развиваются в целом быстрее, но мальчики с течением времени «догоняют» их. Хотя дефекты речи у мальчиков встречаются чаще, точной связи формирования речи с полом не установлено — для детей более важно влияние семьи и общества в целом.
  • Дефекты речи невозможно вылечить. Современные методики позволяют преодолевать заикание и другие дефекты даже у взрослых, в том числе передающиеся по наследству и рецидивирующие.

Теперь рассмотрим, как можно распознать нарушения в формировании речи, которые проявляются в том или ином возрасте.

Как научить ребенка говорить: факты, мифы и эффективные способы

Когда «надо» начинать говорить

«Надо» — понятие довольно расплывчатое, когда дело касается детей, в силу их индивидуальных особенностей. Есть общие принципы — их лучше воспринимать как вехи на пути роста, а не как руководство, с помощью которого можно заставить ребенка говорить, если он еще не начал.

Признаки нарушений речи

В определенном возрасте по некоторым характерным признакам можно понять, «запаздывает» ли малыш в говорении. На первый взгляд некоторые из этих признаков вообще не связаны с общением, но на самом деле они имеют к нему самое непосредственное отношение.

ВозрастНарушения развития речи
1 годНе произносит отдельные слова. Не выполняет простые просьбы (принести, показать что-нибудь). Неадекватно реагирует на замечания или похвалу
1 год 4 месяцаНе использует слова «мама» и «папа» согласно ситуации
2 годаДобивается желаемого с помощью звуков, плача, жестов. В активном запасе не более 10 слов. Взрослых не слушает или слушает безучастно. Не показывает части тела, если ему их назвать. Не может выполнить сложные просьбы (например, «пойди к столу и принеси мне ложечку»). Не может узнать на фотографиях близких людей
2,5 годаНе разделяет понятия, например, «большой» и «маленький». Не использует короткие предложения из 2-3 слов
3 годаНе понимает сказки и короткие стишки, не делает попыток их пересказывать. Не различает величины (например, не «видит», какая линия самая короткая). Не отвечает на вопрос о своем имени
4 годаНе считает в пределах от одного до пяти. Не знает, как называются цвета. Не рассказывает стихи, отказывается слушать длинные сказки
Старше 6 летИскажает слова (даже знакомые), не запоминает стихи и не может пересказывать тексты. Повторяет первые звуки, слоги, слова (заикание)

Если какие-либо из этих нарушений имеют место — вероятно, быстро научить ребенка говорить не получится, особенно если ему уже больше трех лет. Но выход есть всегда.

Логопедическую помощь вы можете получить в поликлинике, в детском саду или в центре психолого-педагогической реабилитации. Можно найти и частного логопеда (у него должны быть документы, подтверждающие квалификацию).

Как научить ребенка говорить: факты, мифы и эффективные способы

Если есть задержка

Итак, вы обнаружили некоторые отклонения в формировании речевых навыков у ребенка. Вы уже знаете, что «критических сроков» старта говорения не существует, но все же можно начать кое-что предпринимать, чтобы научить малыша говорить в любом возрасте.

  • Регулярно общайтесь. Вашего общения ничто не заменит. Рассказывайте, что вы в данный момент видите, делаете или собираетесь сделать. При этом не превращайте общение в собственный монолог — делайте паузы. Молчание? Озвучивайте ответ сами, при этом как бы переспрашивая.
  • Обратитесь к врачам. Это логопед, невропатолог, психолог. Обследование покажет, все ли в порядке, а если имеются проблемы, можно заниматься причинами задержки речевого развития под наблюдением доктора. Специалист сможет «поставить» звуки, дать толчок началу речи у детей, которые совсем не разговаривают, и посоветовать различные занятия в домашних условиях.
Рассчитывайте на помощь врачей и на собственные усилия — все это в совокупности принесет свои плоды. Не оставляйте ситуацию «как есть», особенно если заметили отклонения в возрасте до трех лет: в это время еще можно быстро достичь хороших результатов!

Как научить ребенка говорить: факты, мифы и эффективные способы

Эффективные способы обучения речи

Проконсультировавшись со специалистами, вы будете знать, как учить ребенка говорить. Многое зависит от возраста, физического и психического состояния, атмосферы дома и в детском саду и других факторов. На время начала говорения также могут повлиять важные события, к которым детям приходится привыкать: смена обстановки, окружения, образа жизни.

Первое слово: учим говорить «мама»

Специалисты отмечают: примерно в 60% случаев первым словом у младенцев становится не «мама» или «папа», а «дай». Это происходит из желания исследовать окружающий мир, но до некоторых предметов самому не дотянуться. Старайтесь всегда называть все вещи, которыми интересуется малыш — это непременно отложится в его памяти. А как насчет слова, которого так ждет вся семья? Известно, как научить ребенка говорить «мама», даже если ему всего четыре месяца.

Именно в этом возрасте речь начинает развиваться очень интенсивно, так как дети слушают взрослых, учатся понимать их, пополняют словарный запас (пока что пассивный) и тоже пытаются говорить, а точнее, «гулить» — произносить отдельные звуки. Легкими и наиболее естественными звуками для младенца являются гласные и губно-губные согласные: «б», «п», «м».

Проще всего побудить малыша воспроизвести слог «ма». Это особенно удобно, если он уже начинает произносить «м-м-м» — превратите этот звук в слог «ма». Повторите. Помолчите. И так несколько раз. Как только вы услышите «ма» — улыбнитесь, обнимите, похвалите, поаплодируйте!

Дальше можно начинать петь песенки, без слов, заменяя их на «ма-ма-ма». Еще один действенный прием — если мама говорит о себе в третьем лице: «смотри, что мама принесла», «иди к маме», «мама тебя любит». Вы можете не получить результата сразу, но если доктор утверждает, что общее развитие вашего крохи идет хорошо, главное слово обязательно будет произнесено.

Фразы и предложения

Вы мечтаете, чтобы чадо порадовало вас не просто отдельными звуками или словами, а короткими фразами или целыми предложениями? Наберитесь терпения: возможно, это получится у него не скоро и не идеально.

Рекомендуется начинать общаться с малышом еще во время беременности и продолжать с первых же дней его жизни. Пассивное формирование словарного запаса происходит постоянно, и здоровые дети обязательно наверстывают упущенное даже в более позднем возрасте.

Вот несколько рекомендаций по поводу того, как правильно учить ребенка говорить — в дальнейшем он начнет строить фразы именно так, как нужно.

  • Поощряйте желание познавать. Мало работать над произношением: любое слово должно соотноситься с явлениями и предметами. «Подогревайте» интерес ко всему, и не обязательно нагружать детскую память синонимами или слишком сложными определениями. Дождитесь, пока будут усвоены простые понятия, и постепенно пополняйте «словесный багаж».
  • Не искажайте слова. «Сюсюканье» бывает обычной практикой во многих семьях. От нее нужно отказаться. Пусть дети называют качели «катеи», а солнышко «сёисько» — родители должны показывать образец верного произношения, иначе детей приходится переучивать.
  • Читайте. Для начала — простые стихи, сопровождающиеся яркими рисунками. Они развивают воображение, расширяют словарь, закрепляют в памяти уже известные понятия. Сделайте чтение регулярным.
  • Стройте диалог. Старайтесь чаще задавать ребенку вопросы: это научит его излагать мысли связно. Не слышите ответов — попробуйте немного подсказывать, стимулируя попытки выразить желаемое. Обязательно используйте диалоги, например, в процессе игры — между игрушками. Пойте песенки (хорошо, если диалоги есть и в них).
Не нужно сравнивать ребенка с другими, более «успешными»: это излишний стресс и для него, и для вас. Создайте комфортную, дружественную атмосферу в семье, тогда у малыша не пропадет желание заниматься и общаться.

Умение облечь мысли в высказывания в слова — важный социальный навык, он определяет качество жизни. Поэтому нужно стремиться как научить ребенка разговаривать пораньше, так и постоянно убеждаться, что он хорошо понимает сказанное и связывает речь с действиями и явлениями. Это поможет ему отвечать за свои поступки, осознавать и адекватно реагировать на происходящее вокруг, успешно выстраивать отношения с людьми. Как ни удивительно, эти способности напрямую зависят от того, как хорошо дети овладевают речью и насколько родители заинтересованы в их развитии.

Оставьте отзыв